Проективные методики
«Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.» (Психологический словарь, 1990).
Зачастую причины того или иного поведения человека неосознанны и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики.
Проективные методики широко применяются в исследованиях рынка, потому что они отвечают на важные для производителя вопросы:
- Почему потребителям нравятся те или иные товары?
- Почему они покупают именно в этом месте продажи?
- Что влияет на их решение о выборе того или иного продукта?
- Какой имидж марки сложился в глазах потребителей?
- Что могло бы повлиять на выбор потребителя?
Ответ на эти вопросы нельзя получить, спросив потребителей , потому что реальное положение вещей часто не осознается человеком. Проективные методики позволяют узнать реальное отношение потребителей к исследуемому предмету.
1. Ассоциативные (Association)
2. На завершение задания (Completion)
3. Конструирующие (Construction)
4. Экспрессивные (Expressive)
5. Ранжирование (Choice-ordering)